Год выпуска 2004, Двигатель 348 см3, Мощность 25 л. с., Масса 160 кг,
Максимальная скорость 120 км/ч, Цена 45 000 руб.
"ИЖ-6.903" двойного назначения
Парадоксальный факт: чопперы российского производства - «Иж-Юнкер» и иже с ним,
требующие хорошего асфальта, наш мотопром выпускал, а вседорожники - нет. По
меньшей мере, последние 30 лет - ни одного! Это при нашенских-то дорогах!
И вот появился: «Ижевские мотоциклы» предлагают опытную модель аппарата для
покатушек в «пампасах». Но именно покатушек: машина не пригодна для спорта, и
это видно сразу, даже в положении «стоя»: малые (для эндуро) хода подвесок,
допотопный мотор, перетяжеленная ходовая часть. А каков аппарат вне спорта?
О принадлежности к эндуро
напоминают перекладина руля (снимок слева) и кроссовые подножки (справа).
Запустил 2-цилиндровый 2-тактный двигатель кикстартером - электрозапуск здесь
не предусмотрен. Отметил две вещи: нет отдачи рычага в ногу (что обычно
сопутствует пуску ижевских спортивных «одностволок»). И другое: двигатель
заработал « с первого пинка». Полился ровный приглушенный звук «водянки» - хоть
в чем-то «Юпитеры» прогрессируют.
Не лучшая особенность конструкции современных «Ижей» - архаичная контактная
система зажигания. При езде в неэкстремальных условиях она ничем себя не
выдает, но в «пампасах» возможно всякое. Внедорожным машинам больше бы подошла
бесконтактная система без аккумулятора. Потому что, не дай Бог, батарея «сядет»
или от тряски нарушится контакт - и мотор не заведешь даже «с толкача». В былые
времена это понимали: на «многодневных» «Иж М-15» с моторами от дорожного
«Иж-ПС», которые завод выпускал в середине 80-х, применяли бесконтактную
систему зажигания. Включаю первую передачу. Не сомневаюсь, что впервые
севшего за руль мотоцикла неприятно удивит, насколько велика амплитуда хода
рычага и что приходится прикладывать чрезмерное усилие ногой, чтобы «воткнуть»
передачу. Невольно вспомнишь об архаичной 4-скоростной КП с полуавтоматом
выжима сцепления. Я словно на мгновение перенесся в прошлое, когда другой
техники не знали.
Динамика разгона... О ней
скажу так: она соответствует соотношению мощности и массы (25 л. с. при 160
кг). Думаю, если приложить руки (и вложить деньги), динамику можно поднять:
заменить на лучшие цилиндры, карбюратор, воздушный фильтр - это позволит легко
«снимать» на 10 л. с. больше. А если металлические детали облицовки заменить
пластиковыми, то и уменьшить вес.
Посадочное место для
пассажира на «Иж-6.903» не предусмотрено: длины седла едва хватает водителю. А
вместе с тем подножки для второго седока есть. Как это понимать?.. При езде
водителю не дает расслабиться классическая 2-амортизаторная подвеска заднего
колеса - ее ход составляет всего 120 мм. Да, такая подвеска мягче, чем на
дорожных моделях, но ведь это аппарат не только для дорог... Кстати, у
мотоциклов с такой подвеской есть неожиданное - побочное преимущество: на них
легко установить большегрузный багажник, совместив его опорные точки с верхними
точками крепления амортизаторов. В дальнем походе турист без поклажи, все равно
что на войне солдат без пайка.
Проходимость по
бездорожью определяется шинами и передаточным отношением трансмиссии. И то и
другое на «Иже» меняется: шины можно установить «позлее», благо обода размеров
самых распространенных: спереди - 21 дюйм, сзади - 18. Передаточное отношение
регулируется заменой звездочки - на ту, что с меньшим количеством зубьев (такие
купить несложно). А заодно можно заменить цепь на более долговечную, типа
O-ring. И тогда лезь в какую угодно топь - «ограничителем» проходимости будет
только клиренс. И... радиатор системы охлаждения. Он совершенно открыт грязи,
летящей из-под переднего колеса. Забьется решетка радиатора - мотор «закипит».
И тогда сиди-кукуй...
На асфальте машина
показала, скажу сдержанно, удовлетворительную тормозную динамику: все-таки
передний «дискач» трудно заставить не работать. Его достоинство в том, что
колодки к нему в продаже есть и стоят копейки. На скорости (а мне удалось
разогнаться до 123 км/ч) приятно поразило, что я не ощутил вибраций. И звука
мотора почти не слышно.
«Длинные» передачи и
большой ход рычага их переключения не позволяют на беспросветном бездорожье
прибегнуть к спортивному стилю вождения. Так что он не удостоится, чтобы мы его
назвали «чистым» эндуро. Однако он силен в другом: это мотоцикл для
экстремального мототуризма или груженого дальнобоя. Еще один аргумент в пользу
путешествий на «Иж-6.903»: он на 80% собран из серийных деталей дорожных
моделей, значит, в случае форс-мажора аварийного свойства найти запчасти будет
несложно - они есть практически повсюду в пределах границ РФ. А как
отремонтировать & laquo;Иж», в народе пока помнят.
Благодарим спортсекцию
ПО «Салют» за предоставленную технику и Владимира АВСЕЕНКО за помощь в
проведении тест-райда.
ПОДЫТОЖИМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ.
Конечно, это далеко не иномарка - ждать от «Ижа» чего-то особенного не
приходится. Но можно сказать так: аппарат удовлетворяет требованиям,
предъявляемым к мотоциклам двойного назначения. На нем не страшно съехать с
асфальта на бездорожье, дальнобой по трассе с пассажиром (при установке
длинного седла) и грузом не будет обременительным. Сочетание мощности двигателя
и массы всего экипажа достаточно для безопасных обгонов грузовиков и фур, хотя
водитель и не получит удовольствия от динамики разгона. Спортивные страсти
лихих байкеров охладит ограниченность возможностей подвесок. Легкость
увеличения передаточного отношения трансмиссии, а также возможность установить
«злую» внедорожную резину адаптируют аппарат к условиям сложных мотопоходов.
Мотоцикл может быть востребован и профессионалами - патрульной службой, МЧС,
лесничими и пр. Лишь бы его выпуск не стал очередным несбыточным прожектом
ижевчан.
ПЛЮС. Доступность
запчастей. Возможность оборудовать багажником, жидкостное охлаждение двигателя.
Адекватная цена.
МИНУС. Незащищенность
радиатора от грязи. Большой вес. Батарейное зажигание с аккумулятором.
4-ступенчатая КП. «Задумчивый» задний тормоз.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЖ-6.903
|
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
|
Модель
|
«Иж-6.903»
|
Модельный год
|
2004
|
Сухая масса, кг
|
160
|
Габариты, мм
|
2140x1260x880
|
База, мм
|
1480
|
Высота по седлу, мм
|
880
|
Дорожный просвет (без нагрузки), мм
|
240
|
Объем бензобака, л
|
9
|
Макс, скорость, км/ч
|
120
|
Макс, нагрузка, кг
|
160
|
Контрольный расход топлива (не более), л/100 км
|
5,7
|
ДВИГАТЕЛЬ
|
Тип
|
2-цилиндровый, 2-тактный
|
Рабочий объем, см3
|
347,6
|
Размерность, мм
|
62 х 57,8
|
Степень сжатия
|
9,3
|
Макс, мощность, л.с. при об/мин
|
25/5100
|
Макс, крутящий момент, Н*м при об/мин
|
35,3/5100
|
Система питания
|
карб. К-68Ч с диам. диф. 32 мм
|
Газораспределение
|
поршнем
|
Система зажигания
|
контактная, батарейная
|
Мощность генератора, Вт
|
140
|
Запуск двигателя
|
кикстартером
|
Топливо
|
смесь бензина А-92 с маслом SAE-30 (50:1 и 30:1 при
обкатке)
|
Система смазки двигателя
|
топливной смесью
|
Система охлаждения двигателя
|
жидкостная
|
ТРАНСМИССИЯ
|
Сцепление
|
многодисковое, в масляной ванне
|
Коробка передач
|
4-ступенчатая
|
Передача от двигателя к заднему колесу
|
цепная
|
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
|
Рама
|
стальная, сварная
|
Подвеска переднего колеса
|
телескопическая вилка с пружинно-гидравлическими
амортизаторами с пневморегулированием
|
Ход переднего колеса, мм
|
180
|
Подвеска заднего колеса
|
маятниковая с 2 пружинно-гидравлическими амортизаторами
|
Ход заднего колеса, мм
|
120
|
Тормоз передний
|
дисковый, с гидроприводом
|
Тормоз задний
|
барабанный
|
Колеса
|
спицованные, невзаимозаменяемые
|
Шины: переднее колесо
|
3,00x21"
|
заднее колесо
|
3,75x18"
|
ИЖЕВСКИЕ ЭНДУРО
Практически всегда на «Ижмаше» выпускали мотоциклы для многодневных
соревнований - те, что сейчас называют словом «эндуро». Это были сугубо
спортивные модели, их могли приобрести только секции ДОСААФ. Приводим краткие
характеристики массовых ижевских эндуро.
Модель
|
Год начала производства
|
Мощность, л.с.
|
Сухой вес, кг
|
Дорожный просвет, мм
|
Макс.скорость, км/ч
|
ИЖ-57М
|
1957
|
18
|
145
|
170
|
120
|
ИЖ-60М
|
1960
|
18
|
150
|
190
|
120
|
ИЖ-М11
|
1968
|
22
|
136
|
180
|
125
|
ИЖ-М15
|
1975
|
30
|
125
|
205
|
130
|
источник-http://www.motovelosport.ru
|